Главная

  • древесина и ее свойства

  • пиломатериалы

  • листовые и отделочные материалы

  • работа с древесиной

  • столярные и плотничные соединения и крепления

  • постройка дома

  • мебель своими руками

  • украшение поверхностей столярных изделий резьбой

  • украшение мозаикой поверхностей столярных изделий

  • инкрустация и интарсия

  • изготовление методом долбления

  • изготовление методом вытачивания

  • изготовление методом выпиливания

  • сделаем отдых комфортным

  • защита от атмосферных воздействий

  • дефекты мебели и способы их устранения

  • реставрация деталей мебели

  • полезные советы домашнему мастеру

  • словарь специальных терминов




  •  

     
    Реставрация деталей мебели
     
    Работы по реставрации мебели состоят из следующих этапов: из исследования 
    изделия, осуществляемого перед работой; сушки предмета перед 
    реставрацией; разборки (если есть необходимость в этом); дезинфекции; 
    удаления поврежденных отделочных покрытий; восстановления 
    конструктивных и декоративных элементов и фурнитуры; реставрации 
    отделочных покрытий и мягких элементов; монтажа изделия; окончательной 
    отделки; ретуши.
    В каждом конкретном случае реставрационные работы включают в себя 
    разные процессы, все зависит от состояния предмета и сложности 
    предстоящих операций.
    При предварительном осмотре мебели, подлежащей реставрации, определяют 
    ее состояние и намечают мероприятия, необходимые для приостановки 
    процесса разрушения предмета, его укрепления, возвращения ему 
    первоначального вида.
    Немаловажно определить, какие причины вызвали появление дефектов и 
    повреждение изделия. Основные факторы, ведущие к повреждению мебели, 
    следующие: неблагоприятные условия хранения и эксплуатации; низкая 
    квалификация изготовителя и некачественный материал; износ и 
    естественное старение материала; непрофессиональное проведение 
    предыдущих реставрационных работ.
    При визуальном осмотре выявляют повреждение древесины насекомыми, 
    гнилью, плесенью. Затем проверяют целостность всей конструкции: состояние 
    шиповых соединений, направляющих брусков, выдвижных ящиков, опор, 
    комплектность изделия. После этого устанавливают тип лакокрасочного 
    покрытия, состояние облицовки, утрату декоративных элементов. Необходимо 
    также определить, в каком объеме проводилась предыдущая реставрация 
    изделия. По результатам проведенного осмотра составляют план поэтапной 
    реставрации и принимают решение о необходимых средствах и способах 
    проведения работ.
    Если мебель хранилась в неотапливаемом помещении, где были резкие 
    перепады температуры и влажности, то изделие некоторое время необходимо 
    выдержать в квартире, чтобы возможное коробление и растрескивание не 
    сделали напрасным труд мастера.
    С целью более качественного проведения дезинфекции, укрепления 
    древесины, поврежденной грибковыми заболеваниями и насекомыми, 
    восстановления облицовочного слоя и декоративной отделки проводят 
    частичную или, если необходимо, полную разборку предмета. В первую 
    очередь снимают детали, которые не имеют жесткой связи с каркасом, затем – 
    фурнитуру и декоративные детали. Дальнейшую разборку корпусной мебели 
    проводят только тогда, когда без этого обойтись нельзя.
    Разборку стульев, кресел, диванов, в которых обычно ослабляются шиповые 
    соединения, производят с помощью клиньев, в крайних случаях применяют 
    стамески и долота. При разборке мебели следует не забывать удалять все 
    гвозди, шурупы и остатки клея. Клеевой шов можно быстро ослабить, залив 
    туда немного этилового спирта. Через несколько минут соединение легко 
    распадется.
    В качестве дезинфицирующих препаратов в домашних условиях применяют 
    пентахлорфенол, фтористый натрий и пентахлорфенолят натрия. 
    Противогрибковые препараты можно приобрести в хозяйственных магазинах. 
    Порядок обработки против насекомых-вредителей описан выше.
    Дезинфекцию деталей, покрытых красками, позолотой, проводят с помощью 
    этилового спирта или его смеси с техническим ацетоном в соотношении по 
    объему 1: 1. Укрепление таких покрытий проводят смесью скипидара и 
    горячего столярного клея. Для этих же целей используют воскосмоляной 
    состав, состоящий из 2 в. ч. светлого пчелиного воска и 1 в. ч. канифоли. 
    Мягкую мебель обрабатывают против моли инсектицидными препаратами, 
    которые можно приобрести в магазинах, торгующих бытовой химией.
    Прежнее отделочное покрытие удаляют тогда, когда оно либо затрудняет 
    выбор материала для восполнения утрат, либо не соответствует 
    первоначальному виду изделия. Так же поступают, если покрытие сильно 
    повреждено. Процесс снятия старых покрытий был описан в главе о 
    ремонтных работах.
    Шлифованию подвергают только шелушащиеся и растрескавшиеся покрытия. 
    Циклевание при реставрации применяют крайне редко, так как оно нарушает 
    поверхностный слой древесины.
    При восстановлении элементов реставрируемой мебели соблюдают 
    очередность проведения работ. Если изделие не разбиралось полностью, то 
    сначала укрепляют шиповые соединения, затем заделываются трещины в 
    массиве, поверхностные повреждения элементов конструкции. После этого 
    приступают к изготовлению утраченных фрагментов мебели.
    Когда все изделие демонтировано, реставрацию проводят последовательно, 
    деталь за деталью, и после этого осуществляют сборку предмета мебели. 
    Отделочные работы, как правило, тоже проводят до сборки. Основные 
    декоративные элементы – карнизы, пилястры, раскладки – снимают перед 
    предшествующим реставрации ремонтом и восстанавливают их отдельно.
     
     
    Клеевые соединения иногда можно укрепить, не разбирая изделия. Клей 
    впрыскивают в щели и расколы и сильно сжимают детали до полного 
    высыхания. Такие соединения можно дополнительно укрепить угольниками из 
    фанеры или металла; бобышками, которые устанавливают внутри царгового 
    основания; нагелями, вставляемыми в места шиповых соединений (рис. 147).
     
    Реставрация деталей мебели.
    Рис. 147. Дополнительное крепление конструкции: а – угольниками; б – 
    бобышками; в – нагелями.
     
    Если все же шиповые соединения пришлось разобрать, то сначала удаляют 
    старый клей сухой жесткой щеткой или размачивают его водой. После 
    восстановления элементов соединения его склеивают вновь. При 
    необходимости шипы наращивают по длине и ширине желательно тем же 
    материалом, из которого изготовлен данный предмет. Трещины в шипах 
    распиливают лобзиком и вклеивают дополнительный клинышек. Если 
    сломанный шип приходится заменять новым, то для дополнительного контакта 
    с древесиной под него делают выемку (рис. 148).
     
    Реставрация деталей мебели.
    Рис. 148. Ремонт шипового соединения: а, б – укрепление шиповых 
    соединений вставками; в – замена ящичного шипа; г – замена рамного шипа.
     
    Заменяемый фрагмент должен изготавливаться из той же породы дерева, что 
    и сломанный шип, а направление волокон – совпадать.
    Способы укрепления соединений на гладкую фугу изображены на рис. 149.
     
    Реставрация деталей мебели.
    Рис. 149. Укрепление соединений на гладкую фугу: а – шпонками; б – 
    вставными шипами; в – вставными пластинами шпона.
     
    Если ослабло соединение в шпунт или гребень, то его уплотняют 
    приклеиванием вставки из шпона. Поломанный гребень срезают и выполняют 
    новый из того же материала.
    Часто на плоских деталях появляются трещины и расколы, которые 
    сопровождаются короблением. Трещины заделывают клиньями, рейками или 
    брусками из подобного же материала. Сначала трещину расширяют 
    стамеской, формируя полость определенной конфигурации. Затем готовят 
    вставку такого размера, чтобы она немного выступала над ремонтируемой 
    поверхностью. Вставку осаживают легкими ударами киянки. После 
    схватывания клея излишек материала срезают и зачищают заподлицо с 
    поверхностью.
    Сквозные трещины пропиливают ручной пилой и вставляют встречные клинья 
    (рис. 150).
     
     
    Реставрация деталей мебели.
    Рис. 150. Заделка трещин: а – в щитовом элементе; б – в филенке из массива 
    древесины.
     
    Если надо устранить трещину в дне ящика, то на тыльную сторону детали 
    наклеивают брезент, а видимую часть шпаклюют.
    Особенно трудно устранить коробление, когда поверхность облицована с 
    одной стороны. Облицованная лицевая сторона усыхает значительно 
    медленнее, чем тыльная. В результате этого появляется выпуклость видимой 
    поверхности. Чтобы устранить такой дефект, с тыльной стороны делают 
    несколько параллельных пазов почти до лицевой поверхности. Выпрямив 
    деталь, вставляют длинные и узкие полоски шпона или клинья из липы, 
    осины. Результат в этом случае во многом зависит от усилия при запрессовке 
    клиньев, от их размера и многих других причин. После выравнивания иногда 
    используют дополнительно поперечные клиновидные шпонки. В любом случае 
    после выравнивания тыльную сторону оклеивают шпоном.
    Восполнение утраченных частей деталей проводят методом копирования 
    подобных фрагментов. Очистив старый остаток, его наращивают способом на 
    ус или косой замок. С параллельного элемента снимают подробный эскиз, с 
    помощью которого восстанавливают утраченную деталь. Ответственные места 
    с невидимой стороны усиливают пластинами, угольниками, бобышками. 
    Сильно испорченный участок древесины заменяют.
    Сломанные детали из массива древесины соединяют встык с помощью 
    вставных шипов. Если имеются трещины, то приходится использовать вставки 
    (рис. 151).
     
    Реставрация деталей мебели.
    Рис. 151. Сращивание брусков деталей: а – на вставной шип; б – 
    параллельными вставками; в – одной промежуточной вставкой.
    Реставрация облицованных поверхностей
    Наиболее часто реставратору приходится устранять дефекты поверхностей, 
    облицованных шпоном. При длительной эксплуатации могут появиться 
    различные повреждения облицовки. Об этом подробно рассказано в начале 
    этой главы, где описывались методы ремонта мебели. Здесь мы лишь 
    коснемся тех моментов, которые важны при реставрационных работах.
    Если устранить дефекты быстро не удается, то сначала удаляют 
    лакокрасочное покрытие, затем снимают поврежденный шпон. Снятый 
    материал необходимо сохранить для дальнейшего применения. Когда старый 
    шпон нельзя использовать из-за его тонкости и хрупкости, тогда под него 
    делают черновую «рубашку» из нового материала.
    Криволинейные участки поверхности облицовывают с помощью сыпучих 
    цулаг, представляющих собой мешки с песком. Можно использовать для этой 
    цели и резиновые обвязки (рис. 152).
     
    Реставрация деталей мебели.
    Рис. 152. Оклеивание криволинейных поверхностей: а – с помощью сыпучих 
    цулаг: 1 – верхняя часть пресса; 2 – сыпучие цулаги; 3 – деталь; 4 – 
    основание пресса; б – с помощью резиновой обвязки: 1 – деталь; 2 – 
    облицовочный слой; 3 – резиновый жгут.
     
    Сыпучий наполнитель создает равномерно распределенное давление на 
    облицовываемую криволинейную поверхность, а наиритовый клей, который 
    применяют в этом виде работ, практически мгновенно и надежно склеивает 
    сопрягаемые плоскости массива и шпона.
    Старинную мебель оклеивали раньше пиленым шпоном, который толще 
    строганного. Поэтому если есть нужная порода строганного шпона, то под 
    облицовку приклеивают вторую пластину из того же материала, которая 
    служит выравнивающей прокладкой. Это возможно при небольших вставках, а 
    если восстанавливается значительная поверхность, приходится 
    самостоятельно изготавливать пиленый шпон. Отпиленные пластинки 
    зачищают маленьким рубанком, закрепив шпон на ровной поверхности.
    При реставрации маркетри (набора из кусочков шпона разных пород дерева) 
    заменяют или восстанавливают отдельные участки вставками. Порядок 
    выполнения работ здесь тот же, что и про облицовочных работах. Дефекты в 
    этом случае аналогичны повреждениям поверхностей, облицованных шпоном: 
    вмятины, отщепы, отслаивание, царапины.
    Если имеет место порча покрытия, растрескивание, коробление и отслаивание 
    больших участков набора, работу начинают с удаления лакового покрытия. 
    Сложные дефекты в домашних условиях устранить невозможно, а небольшой 
    объем работы реставратору-любителю вполне по силам. Он может 
    скопировать необходимую вставку с соседнего фрагмента или определить 
    размер утраченной детали по пустующему месту.
    Крашение древесины подробно описано в соответствующей главе этой книги, 
    но в старину мастера часто применяли и обжиг шпона в горячем песке. В 
    современных условиях можно это выполнить с помощью газовой горелки, 
    утюга, паяльника. Однако должный эффект получают только при обжиге в 
    раскаленном до 150–200 °C песке. К тому же этот способ наиболее прост.
    Заготовки шпона помещают в нагретый мелкий речной песок и выдерживают 
    до появления желаемого цвета. Если требуется плавный переход тона, то 
    заготовку располагают вертикально. При этом нижние, более прогретые, слои 
    песка сильнее обожгут шпон, а выше получится плавный переход. 
    Равномерную окраску получают при горизонтальном расположении заготовки 
    в песке.
    Следует учесть, что при дальнейшей работе заготовка будет шлифоваться, 
    следовательно, произойдет частичное осветление поверхности.
    Применяется обжиг при наборе орнамента, в котором присутствуют детали 
    растительности, пейзажа. Этим достигается выразительность и объемность 
    некоторых элементов.
    Техники интарсии и инкрустации похожи, поэтому аналогичны и приемы их 
    реставрации. Инкрустация – это украшение деревянной мебели вставками из 
    других материалов: кости, перламутра, камней, металла. Пластинки из этих 
    материалов врезаются в основу заподлицо с поверхностью изделия.
    Интарсия выполняется с использованием древесины тех пород, которые 
    отличаются от основного материала текстурой и цветом.
    Если, например, предстоит реставрировать элемент мебели, 
    инкрустированный костью, то работу начинают с удаления грязевых 
    наслоений, дезинфекции и консервации. Затем заделывают выбоины, сколы, 
    трещины и другие механические повреждения. После этого приступают к 
    восстановлению декоративных частей поверхности. Гнезда, где 
    первоначально размещались элементы из кости, очищают от грязи, пыли, 
    старого клея. По размеру выемки изготавливают вставки, используя 
    натуральный или искусственный материал. Старые покоробленные детали 
    можно размягчить в крепкой уксусной или фосфорной кислоте, а потом 
    выправить под прессом.
    Готовую вставку приклеивают на отведенное место, удаляя излишки клея. 
    Если элемент имеет незначительные размеры, то можно материал под кость не 
    использовать. Достаточно зашпатлевать гнездо смесью разбавленного клея 
    ПВА и алебастра. Изделия из кости часто гравировали. Но эту работу лучше 
    выполнит художник-профессионал. Не имея способностей в этой области, не 
    стоит браться за гравировку и другие художественные работы.
    Hosted by uCoz